Войти на сайт ( )
Рецензии к фильму Гарри Поттер и кубок огня

Заклинание четвертое – Экспеллиармус. Его враг

«Глупо было считать, что этот мальчишка мог когда-либо быть сильнее меня. Но я хочу, чтобы никто больше не заблуждался по этому поводу… И сейчас я докажу это здесь, где нет ни Дамблдора, который помог бы ему, ни матери, чтобы снова умереть за него. Я дам ему шанс. Он сможет сражаться, и у вас не останется ни малейшего сомнения, кто из нас двоих сильнее. Чуть-чуть сильнее…»
Лорд Волан-де-Морт

Стояло жаркое лето 2002 года. Мир начинал сходить с ума от истории, рассказанной Джоан Роулинг. Окружающие разделились на сторонников Гарри Поттера и противников, обвиняющих Роулинг от незаслуженной популярности до использования черной магии. Имея смутное представление о предмете споров, этот герой мне не нравился заочно: популярность настораживала, да и что такого уникального могла придумать английская учительница, чтобы сказать новое слово в литературе, покорив сердца миллионов?

Забавные сюрпризы зачастую подкидывает жизнь, играя со случайностями, приводящими к неожиданным последствиям. Итак, лето 2002 года. Поехав всей семьей в дом отдыха на берегу Волги, по чистой случайности мы оставили в машине пустую пластиковую бутылку из-под лимонада. Знаете, есть такая марка лимонадов «Капель», тогда у них проходила призовая акция; нужно было найти приз под крышкой и получить подарок. Естественно, в это никто не верил, кроме меня. Впрочем, я тоже не очень верила, но упорно продолжала искать приз.

Нашла спустя несколько дней, заглянув под крышку той самой бутылки, забытой в машине. В ноябре предстояло получать обещанный выигрыш. На выбор нам предложили четыре книги о Гарри Поттере, написанные на тот момент Роулинг, из которых мы выбрали самую объемную — «Кубок огня». К слову, помогший в дальнейшем выиграть еще с десяток книг Ефремова, Лондона и Дойла. Сам случай благоволил приступить к чтению четвертого романа.

Так началось мое знакомство с волшебным миром Гарри Поттера. Предрассудки, ставившиеся в вину Роулинг, вплоть до боязни читать «заклинания» вроде «люмос» или «акцио», стали поистине смешны, превратившись в бесконечно повторяемые, однако, расплывчатые утверждения. А английская учительница действительно воплотила в жизнь нечто новое, сумевшее стереть границу между популярным и уникальным. А главное, в признании первого романа о юном волшебнике ни реклама, ни популярность писательнице не помогали. Повествование, обещавшее быть детской сказкой, закономерно и плавно превратилось во взрослую, серьезную историю, не утратившую очарования, по-человечески проникновенную.

Здравствуйте, мистер Ньюэлл.

Режиссером четвертого фильма вновь бы стал Куарон, не откажись он от этого. Можно предположить о тенденции, согласно которой каждый режиссер изначально должен снимать по два фильма: когда-то Коламбус, впоследствии Йетс. Отказ Куарона привел к режиссерскому креслу Майка Ньюэлла.

Перед ним стояла непростая задача, поскольку «Кубок огня» наглядно показывает: волшебный мир не ограничивается Хогвартсом и Англией, существуют другие школы и другие волшебники, живущие очень далеко. Таким образом, доказывается всеохватность волшебного мира, его глобальность, многосодержательность и…схожесть с миром реальным.

В четвертой части нам бескомпромиссно говорится, насколько страшен лорд Волан-де-Морт, и как велика ответственность Гарри Поттера. Мир начинает меняться, опутываемый липкой паутиной страха возвращения Темного Лорда. СМИ, Министерство Магии, обыватели приходят в движение, сеющее разобщенность. Порыв ветра приближающейся беды грозит оставить Гарри едва ли ни одного, утопив в интригах, нарочитом недоверии и зависти друзей.

Иными словами, «Кубок огня» — это созвучие радости вопреки надвигающейся угрозе, первая серьезная проверка дружбы Рона и Гарри, встреча лицом к лицу с врагом. Это не хвала бесстрашию — его здесь нет, ведь только дураки не бояться; это гимн умению идти дальше, когда страшно и больно, когда ты рискуешь остаться один, и тебя не поддержат те, кто обещали. А еще это гимн дружбе, любви и смелости, умению прийти на помощь вопреки опасности.

Майку Ньюэллу требовалось сделать романтичный Святочный Бал и опасный Турнир Трех Волшебников ни в чем не уступающими друг другу соперниками. Интрига не должна проигрывать романтике, и наоборот. Но Святочный Бал стал единственным центром четвертого фильма, нарушив динамику, общую слаженность действия. Чувствуется заметная нехватка экранного времени на более понятную трактовку книги при затянутости показанного в кадре. Турнир Трех Волшебников отодвигается на второй план, становясь невнятным при ключевой роли в происходящем.

Зато романтика взросления показана Ньюэллом бесподобно. Можно сколь угодно долго ругать режиссера за недочеты, но в том, с какой искренностью показаны первая любовь, робость, боязнь риска стать посмешищем, ревность Ньюэллу нет равных. Например, танец Рона с профессором МакГонагал, или нежелание мальчишек танцевать, показанное столь жизненно, что каждый раз мне вспоминаются подобные сценки школьных вечеров. Но более всего я обожаю пересматривать моменты, когда профессор Снегг награждает подзатыльниками Рона и Гарри или когда на балу Рон ревнует Гермиону, и она срывается на ничего не подозревающего Гарри.

За подобные моменты хочется сказать огромное спасибо Майку Ньюэллу, беспроигрышно показавшего, что в волшебном мире такие же люди, как мы с вами.

Новые лица.

В этом фильме нам предстоит встреча с новыми героями, исполненными не менее великолепно, чем уже известные нам профессор Северус Снегг, полувеликан Хагрид, очаровательный Рон, благородный Гарри, умница Гермиона, искрометные Фред и Джордж, строгая МакГонагал, робкий Невилл и многие другие, знакомые нам по предыдущим фильмам. Жаль, профессор Флитвик не появился и в четвертом фильме.

Один из самых ожидаемых и ярких образов «Кубка огня» — восставший Темный Лорд, исполненный довольно неплохо, обладающий харизмой, запоминающийся зрителю. Единственный его недостаток — отсутствие некой эстетической нотки, стремления к утонченности, присущие Волан-де-Морту.

Великолепно исполнена эксцентричная журналистка Рита Скитер, прибегающая ко лжи ради сенсаций. Отлично воплощены соперники Гарри: душа компании Седрик Диггори и немногословный Виктор Крам.

Друг Дамблдора мракоборец Грозный Глаз Грюм удивил меня своим обликом, но сыгран с невероятной харизмой. Самого Дамблдора, исполняемого Майклом Гэмбоном, похоже, я так и не смогу принять из-за его трактовки образа. Однако, умалять достоинств актера не стоит и будет неправильным.

Барти Крауч-младший, вопреки малой доле экранного времени, оставляет положительное впечатление о таланте актера, исполнившего эту роль. Что касается образа его отца, то здесь превосходное попадание в мое представление о строгом чиновнике.

Змея сжимает кольцо.

Ньюэлл снял не лучший фильм о Гарри Поттере, но при нескольких серьезных ошибках он остроумно и правдиво воссоздал то, что перенести на экран не так просто — отношения героев между собой. Интрига проигрывает романтике, но ведь и последней могло не быть. Ставлю фильму 8 из 10, добавляя балл за юмор. Это не самая легкая часть истории. Когда происходит самое страшное, то чего мы боимся более всего, не остается иного выхода, как идти дальше, избавившись от выматывающего ожидания. Впереди неизвестность. «Поклонись своей смерти, Гарри», — вкрадчиво говорит Волан-де-Морт. Грядет великая битва.
К списку рецензий
Назад к фильму
sasisa.org